Методический доклад "Информационные технологии в преподавании английского языка”
На сегодняшний день в преподавании английского языка
складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического
прогресса. Эффективность применения информационных технологий на уроках английского
языка уже не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что, чем больше систем
восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал.
Активное же внедрение информационных технологий в учебный процесс приумножает
дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку и
контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания.
Графика, анимация, фото, видео, звук, в добавление к тексту
в интерактивном режиме работы, создают интегрированную информационную среду, в
которой студенты обретают качественно новые возможности.
Компьютерные технологии позволяют видоизменить стиль
обучения: различные навыки и умения по всем видам речевой деятельности
обучаемые приобретают одновременно. Структура программ не дает расслабляться и
побуждает обучаемых думать, анализировать, делать выводы и формулировать
правила. Мы исходим из того, что сейчас больше поощряется познавательный поиск
и сознательное оценивание студентами собственных результатов, а также
развертывание в изучении своих стратегий. Практика преподавания английского
языка все дальше отходит от традиционной методики, как на подсознательного и, в
значительной степени, пассивного способа приобретения знаний.
Компьютерные программы позволяют сделать учебный процесс:
- познавательным (последние данные и информация из
Интернет);
- увлекательным (оригинальность заданий);
- занимательным (игры, шарады, кроссворды);
- гибким (в программе может быть несколько блоков, которые
можно менять, дополнять и т.д.);
- многообразным (в зависимости от целей и задач, например,
английский для бизнесменов или английский для делового письма и т.д.)
- творческим (использовать самые новые достижения в
компьютерной технологии)
В целом, информационные технологии значительно обогащают
образовательный процесс, наполняют его новым смыслом.
Применение компьютеров в процессе обучения имеет ряд
преимуществ:
1. Индивидуализация обучения включает в себя такие понятия,
как уровень сложности изучаемого материала, количество заданий, время,
отведенное на выполнение заданий, система оценки, настройки цветовой палитры
экрана. Учет возможных параметров индивидуализации в компьютерной системе
зависит от того, насколько точно выстроена модель пользователя, а в обучающей
системе - модель учащегося.
2. Оперирование большими объемами информации - в одной
обучающей программе могут быть представлены как справочные, так и проверочные,
игровые и лекционные материалы, задания для самостоятельной работы.
3. Комплексное воздействие на каналы восприятия - при
восприятии материала задействованы все органы чувств.
4. Неограниченное количество обращений к заданиям - учащиеся
могут возвращаться к каждому заданию столько раз, сколько необходимо для
качественного усвоения материала.
5. Немедленная обратная связь - компьютерная программа
оперативно реагирует на запросы пользователя.
6. Интерактивность - это способность программы вести диалог
с пользователем, т.е. реагировать на вводимые пользователем запросы или
команды. Интеракция (человеко-машинное взаимодействие) предполагает не только
обмен информацией между участниками коммуникации, но также их совместную
деятельность.
7. Адаптивность - это возможность использования комплекса
средств для предоставления информации - текста, звука, графики, мультипликации,
видео. Такая комбинация позволяет решать следующие важные педагогические
задачи: ориентироваться на различные каналы восприятия ученика, варьировать,
показывать явления в динамике, включать в программу задания и способы
деятельности, выполнение которых невозможно без использования компьютера.
8. Нелинейность - пользователь не имеет возможности получить
полное представление о содержании и возможностях программы столь же быстро, как
это можно сделать при просмотре учебника.
Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный
потенциал. В присутствии доброжелательного инструктора-машины обучение
становится более занимательным.
Компьютер гарантирует конфиденциальность. Результаты
деятельности ученика известны только ему. Задача преподавателя - сохранить
психологически комфортную атмосферу, при которой не снижается самооценка
ученика.
Компьютерное обучение имеет ряд методических достоинств:
-способность компьютера моментально реагировать на введенную
информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений;
-компьютер обеспечивает большую степень интерактивности
обучения;
-компьютер лучше соответствует принципам индивидуального
обучения.
Кроме того, компьютер помогает реализовать ряд дидактических
принципов в процессе обучения, например:
-принцип сознательности и активности учащихся в обучении -
обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность,
является субъектом образовательной деятельности. Компьютер способствует
развитию познавательной активности и становлению учащегося как субъекта учебной
деятельности;
- принцип научности - содержание образования включает
объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в
информационной базе Интернет;
- принцип связи обучения с практикой - компьютер
предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний
посредством выполнения разноуровневых заданий;
- принцип системности и последовательности предполагает
преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике
построения, как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит
размещение материала в компьютерной базе данных;
- принцип доступности требует учитывать особенности развития
учащихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая с компьютером на уроке,
субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь
изучения темы;
- принцип наглядности - эффективность обучения зависит от
целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного
материала. Компьютер включает в работу максимальное количество органов чувств:
зрительный, слуховой и тактильный;
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения
взаимосвязан с предыдущими принципами. Развивающие и воспитывающие возможности
компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих
выбору индивидуальных образовательных траекторий.
В процессе обучения могут применяться как специально
разработанные учебные программы, так и программы, установленные на любом
компьютере.
Так, например, можно использовать в процессе обучения простейшую
из компьютерных программ WORD. WORD - это одна из самых совершенных программ в
классе текстовых процессоров, которая предусматривает выполнение сотен операций
над текстом. Одно из самых важных дидактических достоинств текстового редактора
- возможность легко совершать те или иные коммуникативно важные действия над
текстом. Текстовый процессор в целях обучения может использоваться
преподавателем в двух основных направлениях:
- как инструмент для создания тренировочных упражнений;
- как инструмент для стимулирования деятельности учащихся по
созданию текстов на изучаемом языке.
Задания по работе с текстом могут быть разнообразными,
например:
1) Напечатайте текст, внесите в него изменения.
2) Сократите текст, оставив в нем самую важную информацию.
3) Найдите, выделите в тексте ответы на следующие вопросы.
4) Поделите текст на смысловые части.
5) Восстановите правильный порядок следования предложений.
6) В тексте нет знаков препинания, заглавных букв, пробелов
между словами. Восстановите их.
7) Найдите и выделите пассивные конструкции (жирным шрифтом,
курсивом, красным цветом).
Студенты могут создавать коммуникативно важные для них
тексты на иностранном языке: биографии, поздравительные открытки, анкеты, а
также проблемные тексты, рефераты, проекты. При работе над печатным текстом,
соответственно, активизируются такие виды речевой деятельности, как чтение и
письмо, кроме этого, достигается эффект и в сфере устной речи - благодаря
расширению лексического запаса, умений конструировать текст. Письмо выступает в
роли "универсального закрепителя".
Интернет также может использоваться при обучении
иностранному языку.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны.
Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой
учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара:
страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и
журналов, необходимую литературу и т.д.
В настоящей работе поставлена цель: привести методику
преподавания английского языка в соответствии с развитием современных
информационных технологий. На занятиях английского языка с помощью Интернета
можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения,
используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи
школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников
устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать
участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети
Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах,
видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над
которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная
работа казахстанских студентов и их зарубежных сверстников из одной или
нескольких стран.
Основная цель изучения иностранного языка - формирование
коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная,
воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной
цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование
способности к межкультурному взаимодействию, что является основой
функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это
международное многонациональное кросс-культурное общество, чья
жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире,
говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников
разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного
языка, мы создаем модель реального общения.
Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернетом,
студенты оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение
широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач,
студенты обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует
создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми
формулами.
Первостепенное значение придается пониманию, передаче
содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря
иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание
обучающихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и
обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном
общении, исключая чистое изучение грамматических правил.
Компьютер лоялен к разнообразию даваемых ответов: он не
сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что
развивает их самостоятельность и создает благоприятную
социально-психологическую атмосферу на занятии, придавая им уверенность в себе,
что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.
Развитие образования в наши дни органично связано с
повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во
многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее
всего общества.
Для наиболее успешного ориентирования в мировом
информационном пространстве необходимо овладение студентами информационной
культурой, а также компьютерно-экранной культурой, поскольку приоритет в поиске
информации все больше и больше отдается Интернет.
Как информационная система, Интернет предлагает своим
пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может
включать в себя:
-электронную почту (e-mail);
-телеконференции (usenet);
-видеоконференции;
-возможность публикации собственной информации, создание
собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
-доступ к информационным ресурсам:
-справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart,
LookSmart, Galaxy);
-поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler,
Excite);
-разговор в сети (Chat).
Эти ресурсы могут быть активно использованы на занятиях.
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией
невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на занятиях
иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет
позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее
пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на
актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет -
лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения
оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в
процесс урока.
В целом, развитие информационных технологий оказывает
огромное влияние на процессы в сфере образования, привнося новое в традиционные
методы преподавания, преобразовывая и совершенствуя основные понятия обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования:
проблемы и перспективы. – М., 1987.
2. Дидактические основы компьютерного обучения. – Л., 1989.
3. Кручинин В.В. Разработка компьютерных учебных программ. –
Томск, 1998.
4. Машбиц Е.И. Психолого–педагогические проблемы
компьютеризации обучения. – М., 1988.
5. Психолого–педагогические основы использования ЭВМ в
вузовском обучении: Учеб. пособие/Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
6.
По материалам интернет изданий.
|