Среда, 14.11.2018, 11:37Приветствую Вас Гость | RSS
Мариуполь Times
 
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Наш чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Прогноз погоды
Баннер


ММК ПГТУ




Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Методический доклад “УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ”.

Методический доклад

"УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ”.

 Владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной

подготовки высококвалифицированных офицерских кадров в высших военно-учебных

заведениях Министерства обороны Российской Федерации.

Иностранный язык, как общеобразовательный предмет, служит развитию личности

обучаемого, его профессиональному становлению, вносит вклад в формирование умений и навыков, необходимых для успешного выполнения своей профессиональной деятельности. 

Формирование всего комплекса знаний, умений, навыков и качеств, необходимых

выпускнику высшего учебного заведения обеспечивается на путях достижения

единства обучения, воспитания, развития и психологической подготовки. Исследователи-

методисты отмечают, что на современном этапе усиливается воспитательный и

развивающий личность обучаемого потенциал иностранного языка как учебной

дисциплины, т. к. современный подход к его обучению является личностно

ориентированным, что отвечает новой педагогической парадигме, деятельностному подходу, который дает возможность выстраивать учебный процесс как процесс познания и общения,учитывая также потребности, интересы обучаемых.

Большие возможности для развития обучаемых, их профессиональной

компетентности обеспечиваются за счет внедрения во все формы учебной работы новых

методов, технологий обеспечивающих в ходе занятий самостоятельность и максимальную

активность обучаемых, создание атмосферы творческих дискуссий, стимулирующих

устремление студентов на исследовательскую и проектную деятельность, способствующих формированию определенных личностных качеств. Поэтому мы обратили внимание на учебное проектирование.

Проектирование, традиционно употреблявшееся в технических отраслях знаний,

широко распространилось во многие сферы деятельности человека: сейчас говорят о

дизайнерском, педагогическом, экологическом и других видах проектирования.

В широком смысле проектирование характеризуется как «деятельность по

осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной)» (1). В

технической отрасли знаний (В. Гаспарский, Д. Джонс, Я. Дитрих) проектирование

понимается как подготовительный этап производственной деятельности. Оно предназначено для решения актуальной технической проблемы, основу которого составляет изобретение; содержание проекта определяется ценностными ориентациями; в процессе проектирования моделируется некоторый объект действительности; итоговый проект приспособлен к массовому производству.

Мы полагаем, что эти характеристики вполне могут быть сохранены и в учебном

проектировании. Таким образом, под учебным проектированием мы будем понимать

целенаправленную деятельность учащихся по созданию проекта для решения определенной учебной проблемы с элементами творчества и опорой на ценностные ориентации обучаемых.

Существует немало определений понятия «проект». Рассмотрим некоторые из них:

проект (от лат. projectus букв. – брошенный вперед) – это 1) совокупность документов

(расчетов и др.) для создания какого-либо сооружения, изделия; 2) предварительный текст

какого-либо документа; 3) замысел, план (4); 4) многошаговое планирование (по

В. П. Беспалько); 5) реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе

рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости; 6)

метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом

достижении. Нам импонирует определение Т. А. Мацкевич и Л. Г. Лукояновой, которые

характеризуют проект как специально организованный учителем и самостоятельно

выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при

 

принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда,создание творческого продукта (2). Мы считаем, что допускается совместное с преподавателем выполнение проекта, особенно на начальном этапе проектирования.

Анализ педагогической, методической литературы по проблеме проектирования

показал, что в настоящее время термины «учебное проектирование», «проектная

деятельность», «метод проектов», «проектное обучение» используются как синонимы. С

этим можно согласиться при условии, что в основе всех этих понятий заложено выполнение проекта.

Основная ценность проектирования, на наш взгляд, состоит в том, что в ходе

выполнения проекта обучаемые не просто усваивают новый материал (в нашем случае это

новые лексические единицы, правила по грамматике), но осваивают новые способы

деятельности, которые непременно пригодятся им при выполнении в будущем их

должностных обязанностей, и создают конкретный образовательный продукт. Исходя из

этого цели учебного проектирования следующие:

- развивать у обучаемых исследовательские, коммуникативные, организаторские

умения;

- развивать у обучаемых осознание значимости коллективной работы для получения

результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения

творческих заданий;

- совершенствовать освоение знаний предмета (иностранного языка) за счет их

универсального использования в разных ситуациях;

- способствовать формированию профессионально важных качеств.

Разные авторы предъявляют различные требования к организации проектной

деятельности, но все они едины в том, что проект должен являться значимым для обучаемых и разрабатывается по их инициативе (индивидуально, в паре, в группе, на занятии и вне его).

Проект должен быть ориентирован на решение конкретной проблемы или задачи и его

результат должен иметь практическую, теоретическую и познавательную значимость.

Что касается этапов проектирования, то следует отметить, что в современной мировой и

отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных

технологий проектирования (см. работы Д. Фрид-Бут, Р. Рибе, Н. Видал, Е. С. Полат,

В. И. Слободчикова, Т. И. Шамовой, А. В. Хуторского и др.). Достаточно интересен подход Р. Рибе и Н. Видал к проектам: они считают, что изучение иностранного языка с

использованием проектирования может проходить по трем параллелям, готовящим учащихся к выполнению проекта. Под параллелями авторы подразумевают специально

организованные упражнения, предваряющие разработку проекта, целью которых является не только знакомство обучаемых с лексическим материалом, но и постепенное развитие их умений работы с информацией.

Авторы сравнивают проект с романом, состоящим из отдельных глав, каждая из

которых ценна как сама по себе, так и как часть единого произведения, т. е. работа над

проектом по их технологии предполагает выполнение каждого шага как отдельного задания или даже как самостоятельный отдельный мини-проект.

Согласно Р. Рибе и Н. Видал, выполнение проекта предполагает следующую схему

работы:

Первый этап: создание творческой атмосферы в группе.

Второй этап: предложение темы исследования. Выбор темы проекта.

Третий этап: согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп.

Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации.

Выполнение разработок по теме. Обсуждение первых результатов в группе.

Четвертый этап: общий сбор полученных всеми результатов. Презентация проекта.

Обсуждение презентации и полученных результатов.

Интересны также предложения этих авторов, касающихся отслеживания того, как идет

разработка проекта в каждой группе. По предложению Р. Рибе и Н. Видал, разработка

проекта может сопровождаться ведением дневника на изучаемом языке, что учит

обучаемых анализировать, критически относится к собственной реальности.

Еще один «плюс» в пользу проектирования приводит Н. В. Матяш (3), говоря о том, что

работа над проектом является реальным средством не только развития обучаемых, но и

укрепления их здоровья. Действительно, занятия в учебном заведении организованы чаще всего так, что студентам приходится по 3-4 занятия  находиться в сидячем положении, что приводит к нарушению осанки. Работая же над проектом: студенты могут передвигаться по классу, работать в мини-группах, группах по интересам в соответствии с выбранным ими заданием.

В ходе проектирования, обучаемые часто испытывают потребность в дополнительной

информации, в таком случае студенты могут воспользоваться

доступом в Интернет . Таким образом, студент осваивает еще

один способ деятельности: работа с компьютером и средствами телекоммуникаций, что

делает проектирование увлекательным и познавательно мотивированным.

Учебное проектирование особенно еще и тем, что работать над проектом можно как на

занятии, так и во внеаудиторное время. Это зависит от типа проекта .

На старших курсах все проекты могут  выполняются в парах или индивидуально, реже в мини-группах, по доминирующей деятельности - чаще всего информационные, по

комплексности – монопроекты и межпредметные проекты. Что касается последних, то они

требуют особенно тщательной проработки и контакта обучаемого со специалистами

различных областей знаний. Как показывает практика, курсанты старших курсов, если

работают над межпредметным проектом, часто обращаются к интеграции нашей

дисциплины и таких как «Информатика», «История государства» и др.

Формы продуктов проектной деятельности старшекурсников не так разнообразны, но отличаются продуманностью и хорошим качеством исполнения. Это рефераты, видеозаставки, газеты, публикации, альбомы и др. Наиболее

удачные продукты проектирования:

- альбом о географическом положении и экономическом развитии Англии;

- словарь аббревиатуры, используемой в технических текстах (как приложение к

реферату);

- видеозаставка к докладу о Европейском сообществе;

- газета о новостях из жизни сраны изучаемого языка.

Результаты проектирования всегда востребованы как преподавателями кафедры (при

подготовке к занятию, при написании пособий, составлении справочников и словарей), так и студентами (для выпуска газеты, разработки нового проекта).

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что учебное проектирование не только

обеспечивает практическое применение теоретических знаний при разработке конкретного проекта на иностранном языке, но и стимулирует потребность в знаниях, а значит в овладении все новыми и новыми видами деятельности в их освоении.

Выводы:

Иностранный язык принадлежит к числу дисциплин, по которым учебное

проектирование, при хорошей организации, может принести замечательные «плоды».

Имеется в виду внешний результат (продукт проекта и его презентация) и внутренний (опыт деятельности, знания, умения, ценности).

Библиографический список

1. Гаджиев Г. М. Сущность проектно-преобразовательной деятельности учащихся / Г.

М. Гаджиев, М. М. Абдуразанова // Наука и школа. – 2003. – №6. – С. 53-55.

2. Гузеев В. В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений / В.

В. Гузеев // Завуч. – 2004. – №3. – С. 84-87.

3. Матяш Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования /

Н. В. Матяш // Педагогика. – 2000. – №4. – С. 38-43.

4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. –

М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.__

5.  По материалам интернет публикаций.

Категория: Мои статьи | Добавил: SV (24.10.2010)
Просмотров: 936 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
Какая эта неделя?

Поиск
Жители сайта
» Зарег. на сайте
Всего: 15
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 0
Модератор форума:
Проверенных: 0
Обычных юзеров: 14
» Из них
Парней: 2
Девушек: 13
Сайт МОНУ
Министерство Образования и Науки, Молодежи и Спорта Украины
Цитата дня
Сейчас на сайте