Методический доклад
"УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ”.
Владение иностранным языком является обязательным
компонентом профессиональной
подготовки высококвалифицированных офицерских кадров в
высших военно-учебных
заведениях Министерства обороны Российской Федерации.
Иностранный язык, как общеобразовательный предмет,
служит развитию личности
обучаемого, его профессиональному становлению, вносит
вклад в формирование умений и навыков, необходимых для успешного выполнения
своей профессиональной деятельности.
Формирование всего комплекса знаний, умений, навыков и
качеств, необходимых
выпускнику высшего учебного заведения обеспечивается
на путях достижения
единства обучения, воспитания, развития и
психологической подготовки. Исследователи-
методисты отмечают, что на современном этапе
усиливается воспитательный и
развивающий личность обучаемого потенциал иностранного
языка как учебной
дисциплины, т. к. современный подход к его обучению
является личностно
ориентированным, что отвечает новой педагогической
парадигме, деятельностному подходу, который дает возможность выстраивать
учебный процесс как процесс познания и общения,учитывая также потребности,
интересы обучаемых.
Большие возможности для развития обучаемых, их
профессиональной
компетентности обеспечиваются за счет внедрения во все
формы учебной работы новых
методов, технологий обеспечивающих в ходе занятий
самостоятельность и максимальную
активность обучаемых, создание атмосферы творческих
дискуссий, стимулирующих
устремление студентов на исследовательскую и проектную
деятельность, способствующих формированию определенных личностных качеств.
Поэтому мы обратили внимание на учебное проектирование.
Проектирование, традиционно употреблявшееся в
технических отраслях знаний,
широко распространилось во многие сферы деятельности
человека: сейчас говорят о
дизайнерском, педагогическом, экологическом и других
видах проектирования.
В широком смысле проектирование характеризуется как
«деятельность по
осуществлению изменений в окружающей среде
(естественной и искусственной)» (1). В
технической отрасли знаний (В. Гаспарский, Д. Джонс,
Я. Дитрих) проектирование
понимается как подготовительный этап производственной
деятельности. Оно предназначено для решения актуальной технической проблемы,
основу которого составляет изобретение; содержание проекта определяется
ценностными ориентациями; в процессе проектирования моделируется некоторый
объект действительности; итоговый проект приспособлен к массовому производству.
Мы полагаем, что эти характеристики вполне могут быть
сохранены и в учебном
проектировании. Таким образом, под учебным
проектированием мы будем понимать
целенаправленную деятельность учащихся по созданию
проекта для решения определенной учебной проблемы с элементами творчества и
опорой на ценностные ориентации обучаемых.
Существует немало определений понятия «проект».
Рассмотрим некоторые из них:
проект (от лат. projectus букв. – брошенный вперед) –
это 1) совокупность документов
(расчетов и др.) для создания какого-либо сооружения,
изделия; 2) предварительный текст
какого-либо документа; 3) замысел, план (4); 4)
многошаговое планирование (по
В. П. Беспалько); 5) реалистичный замысел о
желаемом будущем. Содержит в себе
рациональное обоснование и конкретный способ своей
практической осуществимости; 6)
метод обучения, основанный на постановке социально
значимой цели и ее практическом
достижении. Нам импонирует определение Т. А. Мацкевич
и Л. Г. Лукояновой, которые
характеризуют проект как специально организованный
учителем и самостоятельно
выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут
быть самостоятельными при
принятии решения и ответственными за свой выбор, результат
труда,создание творческого продукта (2). Мы считаем, что допускается совместное
с преподавателем выполнение проекта, особенно на начальном этапе
проектирования.
Анализ педагогической, методической литературы по
проблеме проектирования
показал, что в настоящее время термины «учебное
проектирование», «проектная
деятельность», «метод проектов», «проектное обучение»
используются как синонимы. С
этим можно согласиться при условии, что в основе всех
этих понятий заложено выполнение проекта.
Основная ценность проектирования, на наш взгляд,
состоит в том, что в ходе
выполнения проекта обучаемые не просто усваивают новый
материал (в нашем случае это
новые лексические единицы, правила по грамматике), но
осваивают новые способы
деятельности, которые непременно пригодятся им при
выполнении в будущем их
должностных обязанностей, и создают конкретный
образовательный продукт. Исходя из
этого цели учебного проектирования следующие:
- развивать у обучаемых исследовательские,
коммуникативные, организаторские
умения;
- развивать у обучаемых осознание значимости
коллективной работы для получения
результата, роли сотрудничества, совместной
деятельности в процессе выполнения
творческих заданий;
- совершенствовать освоение знаний предмета
(иностранного языка) за счет их
универсального использования в разных ситуациях;
- способствовать формированию профессионально важных
качеств.
Разные авторы предъявляют различные требования к
организации проектной
деятельности, но все они едины в том, что проект
должен являться значимым для обучаемых и разрабатывается по их инициативе
(индивидуально, в паре, в группе, на занятии и вне его).
Проект должен быть ориентирован на решение конкретной
проблемы или задачи и его
результат должен иметь практическую, теоретическую и
познавательную значимость.
Что касается этапов проектирования, то следует
отметить, что в современной мировой и
отечественной педагогике существует несколько десятков
детально разработанных
технологий проектирования (см. работы Д. Фрид-Бут, Р.
Рибе, Н. Видал, Е. С. Полат,
В. И. Слободчикова, Т. И. Шамовой, А. В. Хуторского и
др.). Достаточно интересен подход Р. Рибе и Н. Видал к проектам: они считают,
что изучение иностранного языка с
использованием проектирования может проходить по трем
параллелям, готовящим учащихся к выполнению проекта. Под параллелями авторы
подразумевают специально
организованные упражнения, предваряющие разработку
проекта, целью которых является не только знакомство обучаемых с лексическим
материалом, но и постепенное развитие их умений работы с информацией.
Авторы сравнивают проект с романом, состоящим из
отдельных глав, каждая из
которых ценна как сама по себе, так и как часть
единого произведения, т. е. работа над
проектом по их технологии предполагает выполнение
каждого шага как отдельного задания или даже как самостоятельный отдельный
мини-проект.
Согласно Р. Рибе и Н. Видал, выполнение проекта
предполагает следующую схему
работы:
Первый этап: создание творческой атмосферы в
группе.
Второй этап: предложение темы исследования.
Выбор темы проекта.
Третий этап: согласование общей линии
разработки проекта. Формирование групп.
Составление подробного плана работы над проектом.
Обсуждение путей сбора информации.
Выполнение разработок по теме. Обсуждение первых
результатов в группе.
Четвертый этап: общий сбор полученных всеми
результатов. Презентация проекта.
Обсуждение презентации и полученных результатов.
Интересны также предложения этих авторов, касающихся
отслеживания того, как идет
разработка проекта в каждой группе. По предложению Р.
Рибе и Н. Видал, разработка
проекта может сопровождаться ведением дневника на
изучаемом языке, что учит
обучаемых анализировать, критически относится к
собственной реальности.
Еще один «плюс» в пользу проектирования приводит Н. В.
Матяш (3), говоря о том, что
работа над проектом является реальным средством не
только развития обучаемых, но и
укрепления их здоровья. Действительно, занятия в
учебном заведении организованы чаще всего так, что студентам приходится по 3-4
занятия находиться в сидячем положении,
что приводит к нарушению осанки. Работая же над проектом: студенты могут передвигаться по классу,
работать в мини-группах, группах по интересам в соответствии с выбранным ими заданием.
В ходе проектирования, обучаемые часто испытывают
потребность в дополнительной
информации, в таком случае студенты могут
воспользоваться
доступом в Интернет . Таким образом, студент осваивает
еще
один способ деятельности: работа с компьютером и
средствами телекоммуникаций, что
делает проектирование увлекательным и познавательно
мотивированным.
Учебное проектирование особенно еще и тем, что
работать над проектом можно как на
занятии, так и во внеаудиторное время. Это зависит от
типа проекта .
На старших курсах все проекты могут выполняются в парах или индивидуально, реже в мини-группах,
по доминирующей деятельности - чаще всего информационные, по
комплексности – монопроекты и межпредметные проекты.
Что касается последних, то они
требуют особенно тщательной проработки и контакта
обучаемого со специалистами
различных областей знаний. Как показывает практика,
курсанты старших курсов, если
работают над межпредметным проектом, часто обращаются к
интеграции нашей
дисциплины и таких как «Информатика», «История государства»
и др.
Формы продуктов проектной деятельности старшекурсников
не так разнообразны, но отличаются продуманностью и хорошим качеством исполнения.
Это рефераты, видеозаставки, газеты, публикации, альбомы и др. Наиболее
удачные продукты проектирования:
- альбом о географическом положении и экономическом
развитии Англии;
- словарь аббревиатуры, используемой в технических
текстах (как приложение к
реферату);
- видеозаставка к докладу о Европейском сообществе;
- газета о новостях из жизни сраны изучаемого языка.
Результаты проектирования всегда востребованы как
преподавателями кафедры (при
подготовке к занятию, при написании пособий,
составлении справочников и словарей), так и студентами (для выпуска газеты,
разработки нового проекта).
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что учебное
проектирование не только
обеспечивает практическое применение теоретических
знаний при разработке конкретного проекта на иностранном языке, но и
стимулирует потребность в знаниях, а значит в овладении все новыми и новыми видами
деятельности в их освоении.
Выводы:
Иностранный язык принадлежит к числу дисциплин, по
которым учебное
проектирование, при хорошей организации, может
принести замечательные «плоды».
Имеется в виду внешний результат (продукт проекта и
его презентация) и внутренний (опыт деятельности, знания, умения, ценности).
Библиографический список
1. Гаджиев Г. М. Сущность проектно-преобразовательной
деятельности учащихся / Г.
М. Гаджиев, М. М. Абдуразанова // Наука и школа. –
2003. – №6. – С. 53-55.
2. Гузеев В. В. Характерные черты образовательных
технологий разных поколений / В.
В. Гузеев // Завуч. – 2004. – №3. – С. 84-87.
3. Матяш Н. В. Проектный метод обучения в системе
технологического образования /
Н. В. Матяш // Педагогика. – 2000. – №4. – С. 38-43.
4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.
И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. –
М.:
Азбуковник, 1999. – 944 с.__
5. По материалам интернет публикаций.
|