Скучные уроки годны
лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем,
кто их преподает, и ко
всему преподаваемому. Жан-Жак Руссо.
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ.
Совершенно случайно, готовясь к выступлению на методическом
совете, наткнулась на эту цитату. Перечитала ее несколько раз и подумала,
почему так много скучных уроков и так много негатива по отношению к учителю.
Конечно, можно в этом обвинять тяжелое экономическое положение в мире и стране,
низкий престиж профессии, найти причин такому явлению можно тысячи, но, в
первую очередь, надо посмотреть на себя. Работаю учителем уже 24 года, сначала
- это была школа, а потом - техникум. И ни разу не пожалела, что выбрала такую
профессию!!!
Помню, как еще совсем маленькая девчушка Лика (так меня
называют родные) играла в школу. Самыми главными атрибутами игры были: красивое
платье до пола, и обязательно журнал в руках. Я рассаживала кукол, младшую
сестру, иногда маму, входила в класс и важным голосом говорила:
"Садитесь". Вот долго не могла определиться с предметом. Пыталась
придумать новую математическую формулу или правило по русскому языку, но после
многочисленных попыток, поняла, что все уже придумали до меня. Мы тогда жили в
Польше (папа у меня военный), и, естественно, все программы по телевидению были
на польском языке, но мне не составляло никакой трудности переводить их для
родных. А потом в школе начала учить английский язык и поняла - это мое!
Закончила школу, поступила в педагогический институт.
Вспоминаю своих преподавателей с огромной благодарностью. Столько они нам дали,
ведь это они нам внушили, что прежде чем судить о человеке, посмотри сначала на
себя, даже в самых трудных ребятах найди что-то хорошее, а потом уже строй свою
линию общения с ними. Вот так я и работаю. В годы студенчества зачитывалась
"Педагогической поэмой". Это была просто моя настольная книга.
Перечитала ее тысячи раз. И чтобы сейчас не говорили о методике Макаренко, я
считаю, что люди совершали подвиги каждый день. Сколько детей они спасли,
скольким они дали путевку в жизнь. Я читала и представляла, как бы я поступила
в той или иной ситуации. Вообще, все привыкла пропускать через себя. Да, это
отнимает много физических и душевных сил, но стоит того. Когда к тебе приходят
на занятия колючие, обозленные ребята, которым не хватало не только ласки, но и
простого внимания, начинаешь думать, как вытащить их из панциря. Начинается все
просто и прозаично. Сначала просто нормально с ними разговариваешь, потом
вопросы о делах, потом начинаешь их включать в обсуждения разных проблем, спрашиваешь
мнение по тому или иному вопросу. Глядишь, уже и не смотрит букой, улыбка на
лице, уверенность в своих силах появляется. Как это ни смешно звучит, а вопрос:
"Как твои дела?" помогает мне. Уходишь в отпуск, а ребята звонят по
телефону, пишут смски, а когда приходишь на работу, спрашивают: "Анжелика Николаевна, как Ваши дела? Мы за Вами
соскучились. А Вы скучали?" Ну, разве не это высшая оценка твоего труда? И
я понимаю, что даже, если мне не будут платить, я все -равно буду входить в
класс и вести урок!
Многие годы я применяю в своей работе "метод
критического мышления". И уроки интересные, и отношения с ребятами стали
строиться на принципах доверия и товарищества. "Мы -одна команда".
Эта фраза как девиз для нас. А, самое главное, что ребята перестали бояться
высказывать свои мысли, не думают о том, что над ними посмеются, они знаю, что
все предложения будут рассмотрены и обсуждены. Сначала, мы отремонтировали
кабинет, потом крыло разукрасили так, что все комиссии ходят смотреть эту
красоту, а потом занялись научно - исследовательской работой. Провели такую
конференцию по машиностроению, что все обалдели, причем, на английском языке.
Придумали клуб почитателей английского языка, проводим межвузовские
конференции. Конечно, сначала, мне пришлось трудно, а теперь многое делают
ребята, они видят, что мне это так же интересно, как и им. Сделали
"Мини-вернисаж". Столько талантливых студентов и поют, и рисуют.
Девочка, работы, которой были выставлены на вернисаже сказала мне:
"Знаете, как приятно, когда незнакомые люди смотрят на твои рисунки и
говорят "Боже, какая красота!""
Не только ребята учатся у тебя, но и идет обратный процесс.
В молодости думала: "Как это неинтересно, каждый год одно и тоже
рассказывать!" Теперь понимаю, что глупая была, не понимала, что профессия
- это не только объяснение нового материала, но и еще много чего. А еще я
поняла, что никогда не надо врать, все равно почувствуют неискренность и тогда
об авторитете не надо и думать. Стараюсь приучить ребят к тому, что если
чего-то не знаешь, не бойся признаться в этом, лучше переспроси. И сама никогда
не выкручиваюсь, когда на знаю перевод слова, всегда говорю об этом прямо и не
стесняюсь посмотреть в словаре. Не могу сказать, что со всеми отношения
складываются сразу. Есть дети, которые активно меня не принимают, с которыми не
так просто построить отношения. Но тут, по моему мнению, надо просто быть самим
собой. Быть искренним. Ведь все притворство выйдет наружу. Вот так я и работаю!
Дети удивляются: "В Вас столько энергии, Вы никогда не состаритесь! А Вам
действительно интересно?" А мне все интересно! Каждое новое мероприятие я
воспринимаю как вызов себе: "А смогу ли я?" А когда получается, то
сама себя уважать начинаю. Никогда учитель не превратится в машину для передачи
знаний и информации! Потому что у учителя есть то, чего нет в машине - ДУША!!!
Писать о своей профессии могу много и долго , мне это
никогда не надоест. Хочу закончить свое эссе словами Н.С.Хрущева: "Школьные годы оставляют неизгладимый
след в жизни каждого человека. Давно покинут класс, много воды утекло, человек
вырос, возмужал, а кое-кто и постарел, но все помнят своего школьного учителя,
те добрые семена, которые он посеял."
|